Советская школа фехтования

Советская школа фехтования


Фехтовальный спорт, как известно, возник в Западной Европе на основе утилитарного боевого владения холодным оружием. Как упражнение, как подготовка к умелому и успешному ведению поединка - "дуэли" оно было в то время серьезным жизненно необходимым делом для мужчин привилегированных сословий. Несколько другой смысл имело фехтование для россиян. Миролюбивый русский народ не увлекался кровавыми забавами рыцарских турниров и дуэлянством. И не случайно в былинах Древней Руси обладателем все превосходящей силы был не воин и не властелин, а простой человек мирного труда, землепашец Микула Селянинович.

Имевшие распространение в народе кулачные бои подчинялись гуманным правилам, ограждавшим бойцов от бессмысленных увечий и смерти. И не удивительно поэтому, что, только приняв спортивный характер, фехтование стало приемлемо для русских людей и вошло в быт дворянской военной молодежи дореволюционной России. Однако в то время фехтование в России не достигало больших спортивных высот. Приглашаемые царским правительством для работы в армии учителя фехтования из Франции и Италии без всякого энтузиазма насаждали свои классические школы фехтования.

Провал русских фехтовальщиков на V Олимпийских 4 играх в 1912 г. явился закономерным следствием всей постановки спорта в дореволюционной России.
Приняв в неприкосновенности старинную форму фехтовального спорта, как культурное наследие прошлого, мы - советские спортсмены - наполнили ее новым содержанием, отвечающим требованиям нашей действительности. Фехтование стало доступно всем.

Наша молодежь критически подошла к догматике старинных исторических школ фехтования и стала штурмовать спортивные вершины сильнейшего в мире западноевропейского фехтования.

Мы знали, что итальянская и французская школы фехтования в полной мере соответствовали интересам господствовавших тогда классов. И поэтому мы понимали, что фехтовальной классике подражать, и тем более слепо, не следует.
 
Взяв все лучшее из опыта французской, итальянской и более молодой венгерской школ фехтования, наши спортсмены творчески переработали и создали свою отечественную школу фехтования.

Наша школа фехтования диалектична. Мы не пытаемся устанавливать незыблемых истин. Мы хотим быть в непрерывном развитии, и наши положения, принципы и идеи в области фехтования отражают лишь определенные моменты - этапы в развитии отечественного фехтования.