Сценическое фехтование

Сценическое фехтование


Наряду с известным всем спортивным фехтованием существует еще и такой увлекательный вид спорта как сценическое фехтование. За рубежом он довольно популярен, особенно во Франции и Скандинавии, где работают десятки клубов, специализирующихся именно на этом виде спорта, но в нашей стране как вид спорта сценическое фехтование только начало появляться, хотя оно является обязательной дисциплиной в любом театральном ВУЗе. Считается, что сценическое фехтование зародилось еще в Древнем Риме, и первыми такими фехтовальщиками были гладиаторы. Однако с этим трудно полностью согласиться, ибо гладиаторы, как известно, в представлении использовали мечи, а в сценическом фехтовании используется легкое холодное оружие.

 Фехтование со сценическим уклоном зародилось вместе с театром. В старину большинство мужчин владело холодным оружием, а потому театральная постановка поединка должна была быть особенно правдоподобной. Все мы знаем, как бросается в глаза непрофессионализм в любой сфере, а потому, сами понимаете, неправдоподобный поединок мог испортить все впечатление от спектакля.

Современное сценическое фехтование несколько отличается по технике от спортивного, ибо акцент ставится прежде всего на зрелищность поединка. К соревнованиям допускаются спортсмены старше 18 лет. Сразу оговорим: участники поединка являются членами одной команды и должны представить судьям бой с заранее отрепетированными движениями. Импровизации в сценическом фехтовании места нет и быть не должно, ибо фехтуют спортсмены без защитных приспособлений. Иными словами, поединок по принципам построения более всего похож на групповое упражнение в художественной гимнастике.

Соревнования проводятся в трех номинациях: соло, дуэт и группа (восемь человек). Продолжительность композиции 3 минуты. Спортсмены обязательно выступают в костюмах и с оружием, соответствующими выбранной эпохе. Выступление может сопровождаться репликами фехтовальщиков и музыкой, ограничений для фантазии участников нет.
 
Судьи оценивают технику фехтования (правильность и сложность), пластику движений и эстетический аспект, качество постановки в целом и актерское мастерство соревнующихся.